19

ЛЕТ НА СТРОИТЕЛЬНОМ
РЫНКЕ

№1

СРО В СЗФО

Допуск СРО строителей от «Объединение строителей СПБ»
80%

ЖИЛЬЯ В СПБ СТРОИТСЯ
ЧЛЕНАМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.37

МЛРД РУБЛЕЙ
СУММАРНЫЙ
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ
ФОНД

+7 (812) 347-7891 +7 (812) 320-8648
По вопросам вступления в СРО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ НАБ,10

Новости отрасли

  • Главная
  • Новости
  • Новости отрасли
  • «Чтобы развивать велосипедное движение, нужно показать людям насколько привлекательнее может выглядеть город с точки зрения велосипедиста»

«Чтобы развивать велосипедное движение, нужно показать людям насколько привлекательнее может выглядеть город с точки зрения велосипедиста»

24 июня 2013 г. 14:41

 - Экспертная группа Совета по вопросам градостроительной деятельности при правительстве Петербурга подвела итоги прошедшей 18 июня дискуссии по проблемам организации велодвижения и подготовила предложения, которые будут направлены Губернатору Георгию Полтавченко 

 
Количество велосипедов в Петербурге превысило 2 млн. единиц – это означает, что велосипедом владеет в среднем каждый второй горожанин. Последние годы велосипедистов на улицах становится все больше, и хотя в общем объеме дорожного движения в Петербурге их доля пока составляет менее 1%, мировой опыт показывает, что в будущем этот показатель будет расти. Пока большинство петербуржцев предпочитают использовать велосипед для отдыха и непродолжительных поездок в пределах одного района, но даже для этой категории пользователей остро встает проблема отсутствия в городе соответствующей инфраструктуры: велосипедных дорожек и велопарковок. Для того, чтобы сделать велосипед удобным и популярным способом передвижения по Петербургу, необходима разветвленная  сеть веломаршрутов,  связывающая между собой различные объекты и районы города. 
Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) в настоящее время доработан проект постановления «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге», которое должно утвердить перечень основных направлений и план мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге до 2015 года. Документ уже получил визу профильного вице-губернатора и находится на рассмотрении Юридического комитета, после чего в самое ближайшее время может быть вынесен на рассмотрение Правительства города. По мнению большинства экспертов, принятие данного постановления, которое закрепит основные принципы и приоритеты развития велосипедного движения, станет серьезным шагом вперед. Однако программа практических мероприятий, вероятнее всего, потребует уточнения и доработки.  
Разработанная городскими властями концепция и программа развития велосипедного движения базируются на разработках московского НИИ Автомобильного транспорта (НИИАТ), который в 2011 году по заказу Комитета по транспортно-транзитной политике - предшественника КРТИ - провел большую исследовательскую работу, с привлечением различных экспертов и представителей велосообщества. В качестве основных направлений развития велодвижения предложены:
создание сети велопарковок и базовой городской веломаршрутной сети, связывающей между собой маршруты; 
соединение периферии города с центром; 
на более поздних этапах - строительство радиальных маршрутов; 
строительство рекреационных маршрутов за город; 
создание правовой базы, которая сегодня разрозненная и не очень конкретная
постепенно - полная интеграция велосипеда в транспортную систему города, за счет его связи с общественным транспортом.
В целом, эксперты и представители общественных объединений, таких как «ВелоПитер» и «Велосипедизация» и др., высоко оценивают проделанную НИИАТ работу, подчеркивая ее беспрецедентный для города характера. Однако отмечают, что официальная Концепция рассматривает велоинфраструктуру, прежде всего, как элемент транспортной сети, упуская из виду социальную составляющую (в том числе субъективные интересы пользователя). Кроме того, многие мероприятия Концепции, в частности строительство велодорожек вдоль крупных транспортных магистралей, предполагают достаточно серьезные капитальных вложений и сроки проектирования, поэтому их реализация может растянуться на годы.  
В то же время параллельно с работой над официальной Концепцией, независимыми экспертными и исследовательскими группами велась разработка предложений по организации велосипедного движения, которые основываются, в первую очередь, на практическом опыте применения велотранспорта в Петербурге и изучении практик организации велосипедного движения в других городах. Эти разработки, которые в значительной мере развивают и уточняют предложения НИИАТ, и стали предметом обсуждения в рамках экспертной группы Совета по вопросам градостроительной деятельности.
 
o «Открытая лаборатория «Город» (ОЛГ) - руководитель Олег Паченков -  представила разработанную совместно с Центром независимых социальных исследований (ЦНСИ) альтернативную концепцию развития велосипедного движения, которая во многом опираясь на наработки НИАТ, предлагает несколько иной взгляд на методику проектирования, этапы ввода велосипедной инфраструктуры, основные вводимые элементы и логику их связи. ЦНСИ в 2001 году проводил количественное исследование пользователей велосипедов для НИИАТ, а позже по собственной инициативы провел еще одно качественное исследование, которое и легло в основу концепции.  
ОЛГ предлагает СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВОЙ подход к велоинфраструктуре, видя цель ее внедрения в том, сделать велосипед средством, повышающим комфортность жизни человека в городе и за счет внедрения велоинфраструктуры трансформировать городскую среду, сделать ее комфортнее, привлекательнее. По мнению авторов концепции, по мере расширения использования велосипеда – изменится отношение горожан к городской среде. Там, где раньше было «все равно», потому что они проезжали этот участок на автомобиле, «маршрутке» или метро, становится не все равно – потому что велосипедисту требуются совсем иные качества городской среды, чем пассажиру транспорта: нужна эстетичность, удобство, человеческий масштаб, впечатления, защита от погодных условий.
 Начинать проектирование веломаршрутов, стоянок и парковок предлагается в первую очередь там, где это позволит удовлетворить уже существующие потребности. Так, в спальных районах, возможно создание локальных маршрутов, которые бы связали жилые кварталы с магазинами (в т.ч. гипермаркетами и крупными ТРК, которые часто вынесены на окраины), социальными объектами (поликлиники, детские сады, учреждения высшего и среднего образования), парковыми и лесопарковыми зонами, железнодорожными станциями и станциями метро, офисами, финтнес-центрами. На маршрутах протяженностью до 5-10 км. (полчаса-час неспешной езды) велосипед уже сегодня может успешно конкурировать с автомобилем и общественным транспортом и использоваться для повседневных нужд. Что немаловажно создание таких локальных маршрутов не потребует существенных капитальных вложений (в большинстве случаев можно обойтись нанесением дополнительной разметки, установкой знаков, понижением бордюров). В историческом центре города предлагается сделать упор специальные видовые туристические маршруты и развитие пунктов вело проката. 
Особое внимание ОЛГ уделяет вопросу информационного обеспечения и популяризации велотранспорта. Для этих целей предлагается развивать маршруты выходного дня, туристические и познавательные маршруты, организовывать различные мероприятия: например, вело- дни в историческом центре, как  это делают во многих европейских городах.  Цель таких мероприятий – дать людям возможность оценить преимущества такого вида передвижения, показать  насколько привлекательнее может выглядеть город с точки зрения велосипедиста.
  
o Еще одну концепцию организации велосипедных маршрутов, разработанную специалистами СПБГАСУ и ООО «Лаборатория градопланирования» представил заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИград» Михаил Петрович. 
Документ содержит схему и проектные предложения по конкретным велосипедным маршрутам с указанием основных планировочных характеристик. При этом маршруты разделены на региональные  - расположенные внутри городской черты, федеральные – уходящие на территорию соседних регионов, и даже международные. Петербургу предлагается не только развивать внутреннее движение, но и интегрироваться в международную велосеть, которая пока обрывается на границах России с Эстонией и с Финляндией.   
 
o Эксперты также ознакомились с концепцией велосипедного движения, реализуемой в настоящее время на территории Москвы. За последние два года московские власти серьезно продвинулись в этом направлении, имея сходные стартовые позиции и действуя, что немаловажно, в рамках того же правового поля. Советник руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алексей Митяев, рассказал о столичном опыте организации велосипедного движения, который может оказаться полезным и для Петербурга. В Москве в частности, было принято решение о назначении уполномоченного органа (им стал департамент транспорта), которому были даны полномочия по координации всех вопросов, относящихся к развитию велосипедного движения. Кроме того в столице сначала пошли по пути запуска пилотного проекта (кольцевого веломаршута), в рамках которого были отработаны различные подходы и технологии, что позволило изучить ошибки и накопить практический опыт, который в дальнейшем применять на новых объектах. 
В текущем году в Москве планируется запустить 100 станций велопроката, ввести порядка 150 км велосипедных дорожек, развивается сеть велопарковок, запущен пилотный проект по оснащению общественного транспорта специальными внешними креплениями для велосипедов, активно ведется работа по популяризации и информационному обеспечению велодвижения. 
 
По итогам прошедшего публичного обсуждения, а также  консультаций с экспертами и другими заинтересованными сторонами в течение недели были подготовлены рекомендации и предложения, которые будут направлены Губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. По словам Секретаря Совета по вопросам градостроительной деятельности, Советника Губернатора Вячеслава Семененко на данном этапе предлагается:
 
1. Поддержать Концепцию и программу мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге», разработанную НИИАТ и Постановление Правительства  Санкт-Петербурга «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге» как рамочный документ, который заложит основу дальнейшего развития велодвижения в Петербурге.  
2. Создать при Совете по вопросам градостроительной деятельности постоянную рабочую группу по развитию велодвижения в Петербурге – для экспертной поддержки и оценки предлагаемых решений по данному вопросу 
3. В рамках Рабочей группе начать разработку предложений  с целью доработки и уточнения Программы мероприятий по развитию велосипедного движения на основе интеграции: «Концепции» НИИАТ, альтернативных предложений по Концепции велодвижения Открытой лаборатории «Город»  и альтернативных предложений по веломаршрутам ЗАО «Петербургский НИПИград», с учетом опыта реализации мероприятий по развитию велодвижения в г. Москва.
4. Рекомендовать Правительству Петербурга назначить один из профильных отраслевых комитетов уполномоченным за координацию всех мероприятий по развитию велосипедного движения, с созданием в его составе соответствующего подразделения и введением соответствующей руководящей должности. 
5. Начать разработку нормативно-правовой базы для реализации Программы мероприятий по развитию велодвижения, в том числе путем внесения изменений и дополнений в нормативные акты, определяющие требования к градостроительному проектированию, включая проекты планировки территорий.
Представить развернутые предложения по совершенствованию концепции и программы развития велосипедного движения планируется ориентировочно к сентябрю этого года.