Новости объединения

В Александровском саду открылась необычная выставка – «Петербург 2.0»

21 августа 2023 г.

В самом центре Северной столицы, на главной аллее Александровского сада в преддверии Дня строителя открылась выставка «Петербург 2.0», организаторами которой выступили Ассоциация «Объединение строителей СПб» и Комитет по строительству СПб при поддержке «Российской газеты». На фоне грандиозного Адмиралтейства представлены наиболее заметные работы архитекторов нового Петербурга. Многие из них – «Лахта-центр», стадион на Крестовском острове, Новая сцена Мариинского театра – в свое время породили немало дискуссий. Сегодня эти объекты органично вписаны и в архитектурный облик города на Неве, и в его повседневную жизнь.

В названии выставки «два – ноль» кроется сразу несколько смыслов. Например, среди пользователей цифровых инструментов это распространенное обозначение для улучшенной версии определенного продукта. Сначала так назвали новую концепцию развития интернета – «Веб 2.0», которая добавила интерактивности и тем самым существенно изменила всю сетевую действительность, сейчас – используется повсеместно. А еще в этом году исполняется 20 лет ежегодному конкурсу «Строитель года», который проводится среди профессиональных участников строительного рынка Санкт-Петербурга. За это время конкурс стал городской традицией и получил статус одной из престижнейших премий в строительной сфере. Учредили его в 2003-м, в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга, а старт многих проектов, которые представлены на выставке, был дан именно в рамках подготовки к этому знаменательному юбилею.

– Хотелось бы, чтобы горожане и гости Петербурга увидели не только традиционные, но и новые достопримечательности города – такие как Лахта-центр, Экспофорум, Газпром Арена и другие», – сказал, выступая на церемонии открытия выставки, президент СРО А «Объединение строителей СПб» Александр Вахмистров. Он подчеркнул, что эта выставка – только начало, и, если людям понравится, в следующем году она будет расширена и охватит всю центральную аллею Александровского сада.

А показать действительно есть что. Как отметил генеральный директор Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов, выступая на открытии выставки, она знакомит лишь с малой частью архитектурного достояния новейшего времени. Лично ему, к примеру, очень нравится концепция развития общественного пространства «Севкабель порт» – сегодня здесь более 400 магазинов, студий, мастерских, проектов для детей, работают концертные клубы, скейт-парк, библиотека, несколько десятков ресторанов, баров и кафе, создан благотворительный кластер.

– Это интересный и перспективный объект, который еще будет развиваться, – отметил Белоусов.

В экспозиции под открытым небом представлены одиннадцать фотоколлажей, созданных авторами «Российской газеты». На каждом – совмещение архивного черно-белого и современного цветного снимков: как было и как стало. Размах изменений буквально завораживает: можно увидеть, что на месте выставочного комплекса «Экспофорум», который сегодня является одним из самых современных в мире и принимает крупнейшие мероприятия международного масштаба и формата, теснились старые сараи и были разбиты огороды. А яркий пример джентрификации так называемого «серого пояса» Северной столицы – новое строительство в районе Выборгской набережной.

Вообще активное жилищное строительство на месте промышленных площадок – тренд сегодняшнего Петербурга. До революции вдоль Невы находилось множество промышленных предприятий, сегодня – многоэтажные дома: красивые, высокотехнологичные, удобные для жизни.

– Выставка – это подарок строителям к их профессиональному празднику. И ее должны посмотреть все пессимисты, которые уверены, что в Петербурге за 20 лет ничего не изменилось, – советует Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты». – Документальные кадры – архивные и современные – все расставляют по своим местам и со всей очевидностью подчеркивают огромный вклад петербургских строителей в улучшение облика нашего прекрасного города.

А еще она наглядно демонстрирует, насколько бережно строители относятся к историческому наследию Петербурга. На фотоколлажах отлично видно, что всего несколько лет назад знаменитые лесные склады по периметру острова Новая Голландия были почти руинами. Сохранившийся фрагмент Литовского рынка – XVIII век, творение знаменитого Кваренги! – аккуратно вписан в стену новой сцены Мариинского театра: желтое пятнышко штукатурки на фоне стены из пудожского камня. А при строительстве «Газпром арены» удалось сохранить павильоны входной группы прежнего стадиона, который спроектировал архитектор Александр Никольский. В 1950-е годы завершение строительства, начатое в 1932 году, стал еще одним символом Великой Победы, и эту память сохраняют новые поколения архитекторов. Примечательно, кстати, что автор проекта – японец Кисе Курокава, который с блеском выполнил требование технического задания. Еще с момента основания Санкт-Петербурга лучшие иностранные зодчие считали за честь творить для него.

Ряд стендов с фотографиями у стен Адмиралтейства – не простая фиксация «было – стало». Это также свидетельство развития Петербурга и в общественном смысле. Сегодня уже мало кто вспоминает, к примеру, что вокруг строительства «Лахта центра» разворачивались настоящие баталии. Бились за «небесную линию» Северной столицы, ведь изначально первый петербургский небоскреб планировалось возвести в месте слияния Охты и Невы – напротив Смольного собора, на месте древней крепости Ниеншанц. Градозащитники полагали, что это уничтожит сложившийся исторический ансамбль, ученые подчеркивали необходимость сохранять и изучать археологические находки. Под давлением общественности «Охта центр» превратился в «Лахта центр» и переехал на окраину города. Кстати, теперь он находится рядом с Парком 300-летия Санкт-Петербурга – вот такая перекличка.

– Когда мы несемся по кольцевой автодороге, и «Лахта-центр», и «Газпром арена», и необычный мост Бетанкура смотрятся очень красиво. Это вид нового Петербурга – Петербурга XXI века, – отмечает краевед, член городской Топонимической комиссии Алексей Ерофеев.

На каждом снимке, представленном на выставке, есть QR-код, пройдя по которому, можно попасть на сайт «Российской газеты» с виртуальной экскурсией, получить полную информацию о представленных строительных объектах, прослушать аудио-версию экскурсии и рассмотреть фотографии во всех подробностях. А оффлайн выставку можно увидеть до 31 августа.

Кстати: совершить виртуальную экскурсию по выставке «Петербург 2.0» можно прямо на сайте «РГ»: rg.ru/articles/peterburg2_0

Мария Голубкова

АРХИВ НОВОСТЕЙ
Подписка на новости